Что такое дорожная рейка
Ремонт участка автодороги представляет собой многоэтапный процесс, который начинается с составления ведомости со списком дефектов — на ее основе в дальнейшем принимается решение о необходимости проведения ремонтных работ. Для оперативной проверки качества применяется дорожная рейка. Она является комбинированным измерителем, с помощью которого можно определить геометрию поверхностей: уклоны, наклоны, прямолинейность и прочие параметры. Это позволяет обеспечить не только проверку дорожного полотна на наличие каких-либо дефектов, но и соблюдение технологии в строительстве дорог разного назначения.
Основные функциональные возможности
Дорожная рейка широко применяется специалистами дорожного надзора и экспертами, представляющими независимые экспертные лаборатории. Универсальный измеритель такого типа сочетает в себе высокую точность изготовления и отличное качество обработки рабочих плоскостей. С его помощью специалисты решают целый ряд задач. Подробнее о них:
- фиксация неровностей поверхности по неоднородности соприкосновения с линейной частью;
- измерение поперечных и продольных уклонов в процентах или/и градусной мере;
- определение линейных размеров по имеющейся сантиметровой шкале;
- контроль крутизны откосов — при помощи встроенного эклиметра;
- определение глубины локальных ям, просадок и прочих неровностей;
- измерение колейности;
- контроль толщины дорожных одежд и т. д.
Конструктивные особенности
Конструктивно дорожная рейка бывает цельной или складной. Она выпускается в нескольких стандартных размерах. Для ее изготовления используется либо алюминий, либо сплавы на его основе. Складная модель очень удобна с точки зрения хранения и транспортировки, т. к. в сложенном состоянии занимает минимум места. Кроме того, с ее помощью легче и быстрее фиксировать глубины выбоин, ям и прочие дефекты. Подвижные элементы рейки фиксируются посредством специальных стяжных винтов.
Рейка может оснащаться электронной или механической угломерной отсчетной системой. Первый вариант позволяет добиться более высокой точности, благодаря чему можно проще и быстрее фиксировать те или иные параметры дефектов дорожного полотна. Однако механический измеритель более неприхотлив с точки зрения эксплуатации и обслуживания. По этой причине такой вариант рейки широко применяется для работ, которые выполняются в сложных условиях.
Описание трехсекционной конструкции
Складная трехсекционная конструкция очень удобна с точки зрения как эксплуатации, так и транспортировки. Для ее изготовления используется легкий металл наподобие алюминия или алюминиевого сплава. Каждая секция — это полый брусок с прямоугольным сечением. Для соединения секций друг с другом применяются шарниры. Для фиксации и приведения рейки в рабочее состояние используются стопорные винты — они находятся внутри центральной секции.
Боковая поверхность рейки дополнена штрихами (рисками). Они указывают места, где необходимо производить измерение просветов. На центральной секции предусмотрен измеритель уклонов — приспособление, которое включает в себя измерительную головку и сочлененный с ней уровень. Первая выполнена в виде механизма с колесиком и лимбом со шкалой, надежно соединенным с валом с винтовой канавкой. Когда лимб начинает вращаться, один конец уровня постепенно перемещается — это позволяет сделать замер уклона.
Внутренняя полость центральной секции дополнена эклиметром. Это приспособление дает возможность замерять крутизну откосов. Оно выполнено в виде диска (сектора) с противовесом. На него, в свою очередь, нанесена шкала значений крутизны, причем в обе стороны.
Чтобы измерять неровности поверхностей, в комплекте обычно имеется клиновой промерник. Это клин с некоторым углом наклона, на одной грани которого предусмотрены шкалы. Одна из них необходима, чтобы измерять просветы, другая — толщину слоев покрытий.
Чтобы дорожную рейку было удобно устанавливать, перемещать и транспортировать, ее зачастую дополняют ручкой. Для предохранения от внешнего воздействия (механического и климатического) конструкцию складывают и упаковывают в специальный чехол.
Как пользоваться
В первую очередь следует найти самый разрушенный и поврежденный участок дорожного полотна. Через каждые 50 м (редко 100 м) необходимо определить поперечные уклоны покрытия. Для этой цели измерительный инструмент оснащается специальным цилиндрическим уровнем. Измеритель нужно установить поперек полосы движения. Пузырек уровня доводится в центр — для этого используется подъемный винт. Только после этих процедур можно снять отчет по шкале — он указывается в промилях. Запись осуществляется в т. н. дефектную ведомость. Если фиксируется нарушение уклона и выход его из предельного допустимого интервала, то принимается решение о необходимости ремонта данного участка дороги.
Дорожная рейка устанавливается на одну из полос продольной оси автодороги. После чего при помощи металлического щупа специалист определяет просвет под инструментом в 5 точках. Такая работа выполняется, как правило, с использованием фото- и видеофиксации. Но нужно учитывать, что дорожная рейка — достаточно тяжелый инструмент. Длительная и постоянная работа с ним требует опыта и особых навыков. В процессе выполнения поставленной задачи важно учитывать интенсивность трафика. Однако дорожная рейка — незаменимый инструмент, без которого невозможен как ремонт, так и модернизация автомобильных дорог.