Виброкаток. Классификация и применение

23.05.2022

Виброкаток — техника, относящаяся к категории специальных, предназначенная для уплотнения поверхности земли. Принцип действия заключается в одновременном воздействии веса и вибрации. Подобное сочетание обеспечивает максимально высокую плотность материала в дальнейшем, а как следствие — продление срока службы покрытия.

Основное назначение виброкатка

Главным назначением спецтехники является уплотнение с последующим укатыванием асфальта, грунта, насыпных материалов посредством влияния собственного веса техники и вибрации. В итоге обрабатываемый слой отлично трамбуется, что обеспечивает максимально хорошую адгезию пластов на любом этапе укладки материалов.

При работе спецмашина перемещается по направлениям вперед и назад, готовя поверхность под множество строительных задач. Системы вибрации и хода разделены, поэтому могут использоваться независимо друг от друга.

Сферы применения виброкатка

В подавляющем большинстве случаев виброкаток используется для уплотнения грунтов и насыпей при проведении дорожно-строительных работ. Также техника востребована в железнодорожном строительстве, при обустройстве аэродромов. Машина быстро и качественно справляется с уплотнением таких материалов, как песок, щебень перед укладочными асфальтными работами.

Учитывая все преимущества виброкатка, многие дорожно-строительные предприятия уже обзавелись этой эффективной техникой и применяют ее для решения целого ряда задач:

  • проведения ямочного ремонта;
  • восстановления старого дорожного покрытия;
  • укладки тротуаров;
  • строительства автомагистралей и дорог местного назначения;
  • обустройства вело- и пешеходных дорожек.

Очень часто виброкатки требуются ландшафтным дизайнерам для выполнения планировки местности, формирования отмостки фундаментов, обустройства площадок для занятий спортом, отдыха и т. д. Область применения спецмашины довольно обширная, поэтому она считается одной из востребованных на сегодняшний день.

Классификационные характеристики

Выбирая виброкаток, следует учитывать основные нюансы:

  • масса вальца (плиты);
  • амплитуда вибрации;
  • функциональные характеристики предложенной техники;
  • изготовитель;
  • цена и т. д.

В зависимости от задач, которые входят в перечень выполнимых, виброкатки можно классифицировать еще по нескольким критериям.

Разновидность рабочей поверхности

Выбирая виброкаток, обратите внимание на текстуру самого валка. В продаже разными производителями представлены следующие варианты:

  • Гладкая. Стандартная поверхность, в основном предназначенная для трамбовки грунтов.
  • Кулачковая. Главное отличие заключается в наличии вальцов — кулачков. Они позволяют выполнять широкий спектр поставленных задач на вязких и рыхлых грунтах.
  • Решетчатая. Используется для работы на поверхностях с разной структурой. Отлично справляется как с обычным, так и с каменистым грунтом.
  • Пневмоколесная. Цилиндрические металлические валки в данном случае заменены на резиновые колеса. Чаще оборудование данного типа применяется при обустройстве асфальтированных покрытий. К примеру, для подготовки основания под асфальт данная спецмашина бывает просто необходима.
  • Комбинированная. В данном случае поверхности можно комбинировать. Адаптирована для ситуаций, когда нужно купить технику для работы с несколькими типами поверхностей.

Масса машины

Вес спецтехники тоже оказывает серьезное влияние на выбор. От этого параметра напрямую зависит универсальность машины и сфера ее применения. Обратите внимание на следующие варианты:

  • Легкие — от 3 до 4 т. Обычно в эту категорию включены ручные устройства.
  • Средние — от 6 до 9 т. Используются для работ с грунтом и первичной подготовки основания под покрытие. Качество итоговых работ напрямую зависит от размера вальцов.
  • Тяжелые — от 10 т. Оптимальны для проведения работ на твердых и очень твердых грунтах.

Вариант управления

Выбирая спецмашину, следует учитывать способ ее передвижения. В зависимости от данного критерия условно виброкатки можно поделить на следующие категории:

  • Прицепные. Не механизированная техника, которая предназначена для фиксации к трактору или другому транспорту в зависимости от тяжести и варианта обрабатываемой поверхности.
  • Самоходные. Оборудуются мотором, работают самостоятельно, без использования дополнительной тягловой силы. Могут отличаться в соответствии с производительностью, типом катка и других характеристик.
  • Ручные. Обладают простейшей конструкцией, оборудуются удобным рулевым механизмом, который позволяет справиться с машиной без особых усилий.
  • Дистанционные. Устройствами управляют с ПДУ или из кабины. Оборудование простейшее в управлении и крайне выгодно в экономическом плане.

Число валков

Еще один критерий отличия заключается в количестве рабочих валков. В данном случае предусмотрены следующие варианты:

  • Однокатковые. Комплектуются единственным валком, установленным на противоположной колесам оси.
  • Двухкатковые. По названию понятно, что здесь работают сразу два катка, расположенные один за другим. Востребованы для решения разного рода задач.
  • Трехкатковые. Оборудование, оснащенное уплотнителями, применяется редко, поскольку обладает большим весом и сложной конструкцией.

Число осей

Выбор виброкатков зависит и от этой характеристики. В зависимости от количества осей модели делят на следующие варианты:

  • Двухосные. На каждой оси расположено по валку, при уплотнении поверхности идущих друг за другом.
  • Двухосные трехвалковые. Основное отличие заключается в наличии двух катков на задней оси. Подобная техника характеризуется отличной управляемостью и маневренностью, может работать с разными типами покрытия.
  • Трехосные валковые. Обычно такие спецмашины используют на завершающем этапе трамбовки, когда окончательно подготавливают покрытие под асфальт.

К другим критериям выбора и характеристикам техники можно отнести страну производителя. На современном рынке представлены виброкатки производства России, Турции, Испании, Великобритании, Беларуси и других мировых государств. Также немаловажную роль играет разновидность мотора, который может работать на бензине или дизтопливе, количество цилиндров в двигателе — одно-, четырех- или шестицилиндровые модели.


Возврат к списку